Остаться с газом. Идеи и реалии
Украина – в шаге от огромных «газовых» проблем. Их вот-вот «обеспечит» нам вероятный запуск скандального кремлевского проекта «Северный поток-2». На кону – не только транзитный статус и миллиардные поступления в бюджет, но и в целом обеспечение страны голубым топливом. В этой связи не удивительно, что в Минэнерго снова взялись за тему диверсификации поставок трубопроводного газа за счет сжиженного. В ведомстве отметили, что Украина «видит значительные перспективы в сотрудничестве с Турцией по поставкам СПГ».
Замминистра по вопросам европейской интеграции Ярослав Демченков по итогам заседания украинско-турецкой рабочей группы отметил, что Турция наращивает мощности LNG-терминалов и расширяет использование СПГ для диверсификации поставок и газификации страны. Украине поставки из Турции помогут укрепить энергетическую безопасность.
«На данный момент мы не являемся активным игроком на СПГ-рынке. Однако геополитическая ситуация и уменьшение объемов транзита заставляют искать новые направления торговли и сотрудничества, чтобы обеспечить загруженность собственной газотранспортной системы. Именно поэтому сотрудничество с Турецкой Республикой в разрезе поставок СПГ является приоритетным для нас», - сказал Демченков.
Активность украинской власти в поиске новых поставщиков газа можно только поприветствовать. Ведь происходит это в условиях достройки обходных российских трубопроводов и завершения украинского контракта с «Газпромом». И, к сожалению, конкретики как в отношении обещанной компенсации из-за транзитных потерь со стороны Запада, так и относительно продолжения традиционных поставок из России, все еще нет. Можно ли говорить, что история со сжиженным газом решит эти проблемы, если учесть, что эта «новелла» уже давно превратилась в Украине в многотомный роман?
СПГ-история
Эпопея с СПГ началась в 2010 году, после очередных безуспешных украинско-российских переговоров по снижению цены на газ. Тогда власти Украины решили соскочить с кремлевской газовой иглы и построить LNG-терминал для приемки сжиженного газа, заполонившего мир. Этой идее придали масштаб национального проекта. Но закончилось все скандалом - подписанием миллиардного контракта с… лыжным инструктором.
После многолетнего затишья о СПГ-идее снова вспомнили в 2019 году.
Украина подписала соглашение с польской нефтегазовой компанией PGNiG о покупке и импорте американского сжиженного газа через ее терминалы.
В 2020 году правительство Украины одобрило меморандум о сотрудничестве с американской компанией Louisiana Natural Gas Exports по поводу возможных поставок СПГ с ежегодным объемом, минимум, 5,5 млрд кубометров.
Планировалось, что цена топлива будет определяться в соответствии с ценами на американской газовой бирже Henry Hub. Стороны также договорились обеспечить заключение необходимых договоров с польской стороной, чтобы обеспечить коммерчески обоснованный доступ к регазификации, достаточной для поддержки проекта.
Меморандум предполагал строительство нового газопровода между польским газовым узлом и подземным хранилищем газа в Украине. Но дальше дело не пошло.
И, вот, теперь мы снова обсуждаем идеи о поставках СПГ, но уже из Турции.
Больше «нет», чем «да»
Президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар считает, что
рынок СПГ не может стать альтернативой поставкам в Украину
трубопроводного газа, если «Северный поток-2» будет выведен на полную
мощность.
«В чистом виде Украина сжиженный природный газ получать не может. У нас
для этого нет не только необходимой инфраструктуры, но и возможности его
получать. Единственный маршрут, по которому мы можем поставлять СПГ -
Черное море. Но в данном регионе нет предложений СПГ, а Турция не
пропускает чрез Босфор в Черное море метановозы», - говорит эксперт.
Он напоминает о негативном опыте, когда десять лет назад проект со
сторительством LNG-терминала закончился ничем. Причем, по словам
Гончара, дело даже не в появлении в этой истории «лыжника»: «Он
провалился из-за позиции Турции относительно трафика метановозов».
«Можно сколько угодно спорить по поводу корректности такой позиции
Анкары, о чем говорили и наши американские партнеры, но донести это до
Турции так и не удалось, и с тех пор ничего не изменилось», - отметил
эксперт.
Гипотетически, можно предположить, что ситуация может разрешиться, если
Турция в течение десяти лет постоит возле Босфора обходной канал. По
крайней мере, его возведение стартовало. Но пока неизвестно, когда его
закончат и как он будет функционировать, говорить о том, что Турция
будет заинтересована в трафике сжиженного газа в Черном море, не приходится.
По мнению Гончара, нам в целом не стоит надеяться на такую
заинтересованность. «У Турции есть свои терминалы и она предлагает их
использовать. В данном случае мы можем получать не сжиженный газ, а уже
в регазифицированном виде, как и в случае с польским терминалом, который
также рассматривался в подобном проекте», - говорит эксперт.
Впрочем, по его словам, в чистом виде СПГ Украине и не нужен: «Его все
равно надо регазифицировать, плюс перевалка, и это поднимет цену топлива…».
Кроме того, в большем количестве, чем в этом заинтересованы экспортеры,
Украина не сможет импортировать СПГ. Учитывая, что в течение последних
лет импорт газа у нас колеблется в пределах 10-14 млрд кубометров, вряд
ли весь этот объем мы будем замещать сжиженным газом.
Другими словами, говорить о коммерческой целесообразности пока сложно.
Хотя технически и организационно варианты поставок СПГ по польскому и
средиземноморскому направлениях отработаны.
Старые новые газовые темы
Михаил Гончар считает, что Украине не стоит делать ставку на что-то
одно, в данном случае, на СПГ. По его словам, возобновление поставок
центрально-азиатского газа через нашу ГТС транзитом в ЕС намного важнее.
«Об этом нужно говорить с Европой. Сами мы этот вопрос не решим. Пока
Евросоюз ведет себя пассивно, там говорят о каких-то абстрактных
гарантиях для Украины. Но нам нужна конкретика. Сейчас цена газа на
европейских хабах ставит десятилетние рекорды, этому способствует
политика «Газпрома». И это является основанием для переубеждения
европейцев, что им нельзя сидеть, сложа руки, нужно подключиться к идее
транзита через Украину центрально-азиатского газа, что – в их
интересах», - подчеркнул Гончар.
По мнению директора Центра исследования энергетики Александр Харченко,
диверсификация поставок трубопроводного газа за счет СПГ, причем из
Турции, выглядит, мягко сказать, странно. Нужно учитывать, что Турция -
крупный импортер СПГ, а не экспортер. Поэтому, даже в случае
строительства альтернативного Босфору канала, нельзя рассчитывать на
появление танкеров в Черном море. «Для Турции есть смысл построить у
себя дополнительные терминалы и загружать их, -подчеркивает эксперт. -
Думаю, это какая-то техническая ошибка в сообщении. Кто-то до конца не
разобрался в теме СПГ из Турции».
По его мнению, меморандум по поставкам СПГ, подписанный в 2020 году с
американцами, также никогда ни к чему не приведет. Во-первых, документ
подписан с компанией, которая не владеет ресурсом. Во-вторых, цена в
Юго-Восточной Азии на этот продукт составляет 450 долларов, даже самая
пиковая стоимость на европейском рынке – 400 долларов. Отсюда и понятно,
куда транспортируют СПГ.
Что касается «польско-американской» истории, то, по словам Харченко, в
трехстороннем меморандуме «Украина-США-Польша» говорится, что наша
страна готова участвовать в схемах поставок СПГ, особенно в летний
период, когда цены обычно снижаются. Мол, некие избыточные для Азии
объемы (они, как правило, небольшие – примерно 10-15 млрд кубометров)
могут быть поставлены через польские и балтийские терминалы, загружены в
украинские хранилища и потом проданы зимой на пике цен в ЕС. Этот
вариант исключать нельзя, он достаточно серьезно обсуждался и к нему
когда-нибудь вернутся, но не сейчас.
«Все считают деньги. Пока в Азии цена на СПГ выше, чем в Европе,
сжиженный газ будет поставляться туда, к нам он не пойдет», - говорит
Харченко.
По его мнению, в целом проекты строительства терминалов для СПГ – чистая
коррупция.
«Мы абсолютно спокойно через своп-контракты можем покупать из любых
европейских терминалов регазифицированный СПГ, и европейцы будут с
удовольствием нам его продавать. Но покупать СПГ для Украины на сегодня
экономически не выгодно. Конечно, рынок может измениться в плане цены и
эти поставки станут реальностью», - отметил эксперт.
Харченко считает, что в свете возможных потерь для Украины из-за
«Северного потока-2», нам нужно вернуться к идее создания
западноевропейского или американского оператора ГТС в консорциуме с
Украиной.
«То есть, «даем морковку» нашим европейским друзьям с тем, чтобы они
хотели и давили на Россию на предмет, который очень прост - лишение
«Газпрома» монополии на экспорт газа. Как только это произойдет, а еще
лучше, чтобы Москва внедрила в РФ третий европейский энергопакет, для
нас проблема с «Северным потоком-2» исчезнет. Производителей газа в
России достаточно много. Тогда цена транзита нашим маршрутом будет в
выигрыше, и никакой «Северный поток» нам не страшен», - подытожил
Харченко.
За день до наступления 2020 года «Нафтогаз» и «Газпром» подписали
пятилетний контракт на транзит российского газа через территорию Украины
в Европу. По условиям договора, «Газпром» должен прокачать через нашу
ГТС, минимум, 225 млрд кубометров газа в 2020–2024 годах, из них 65 млрд
кубометров в 2020 году и по 40 млрд кубометров ежегодно в четыре
последующие года.
Но как Россия «выполняет» свои обязательства, известно всему миру. А
«Северный поток-2» Кремль планирует запустить до конца текущего года.
Поэтому для решения вопроса диверсификации поставок голубого топлива у
нас очень мало времени.
Нана Черная